«В суверенной Беларуси последовательно укрепляются принципы народовластия. В нашей стране проводятся диалоговые площадки, широко обсуждаются знаковые законопроекты, совершенствуется работа с обращениями граждан, люди стремятся принимать личное активное участие в развитии регионов и республики в целом. Надежной опорой и для людей, и для власти стало Всебелорусское народное собрание – политический институт, призванный быть гарантом политической стабильности и суверенитета страны. Сейчас ВНС – это высший представительный орган народовластия, которому предоставлены широкие полномочия, в том числе в области обороны», – заявил делегат Всебелорусского народного собрания, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности Геннадий Лепешко, комментируя поступивший в Палату представителей проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения военной безопасности и обороны».
Сегодня в обществе существует реальный запрос на безопасность и стабильность, отметил спикер.
«Поэтому одним из основных вопросов, рассмотренных ВНС 25 апреля 2024 г., стало утверждение Военной доктрины – исключительно актуального документа, направленного на защиту суверенитета белорусского государства и формирование многополярного мира, преодоление кризиса европейской архитектуры безопасности», – подчеркнул он.
Новая Военная доктрина не предусматривает кардинальной ревизии положений суверенной военной политики государства – она по-прежнему носит оборонительный характер. «Среди новшеств Военной доктрины хотелось бы отметить следующие. Оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все, начиная от Президента и заканчивая каждым гражданином. Реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военной опасности по уровням «риск», «вызов» и «угроза», что позволит реализовать поэтапную систему реагирования. Важный акцент сделан на недопущении эскалации и предотвращении военных конфликтов. Четко обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на ее территории тактического ядерного оружия. Оно рассматривается «как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциального противника от развязывания вооруженной агрессии и является вынужденной реакцией на несоблюдение западными странами-гарантами условий Меморандума о гарантиях безопасности». Впервые предусмотрена возможность силового ответа на деструктивное кибервоздействие. Предусмотрен механизм реагирования белорусской стороны в случае вооруженной агрессии против наших союзников по ОДКБ и Союзному государству», – рассказал парламентарий.
«Обновленная Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе, запуска мирного диалога. Республика Беларусь готова возобновить прагматичный диалог со странами НАТО при условии прекращения ими агрессивной риторики и деятельности в отношении нашей страны. Решением Всебелорусского народного собрания, утвердившим Военную доктрину Республики Беларусь, Правительству поручено обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с этим решением. Во исполнение названного поручения Министерством обороны разработан и Советом Министров 1 августа в Палату представителей внесен проект Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения военной безопасности и обороны». Этим законопроектом предусматривается внесение изменений в законы «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и «О военном положении», – уточнил Геннадий Лепешко.
Как сообщалось ранее, проектом Закона, в частности, предусматриваются согласование терминологии названных законов с положениями Военной доктрины, приведение в соответствие с ней полномочий Президента Республики Беларусь, Совета Безопасности Республики Беларусь, Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил в области обороны; уточнение и конкретизация задач Вооруженных Сил, функций Генерального штаба Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь; приведение в соответствие с Военной доктриной перечня военных угроз, являющихся основаниями для введения военного положения на территории Республики Беларусь; отнесение акта вооруженной агрессии со стороны какого-либо государства (коалиции государств), совершенного против Союзного государства, к нападению, являющемуся основанием для введения военного положения на территории Республики Беларусь.
«Головной комиссией для предварительного рассмотрения данного проекта Закона и подготовки его к рассмотрению Палатой представителей назначена Постоянная комиссия по национальной безопасности, которая незамедлительно приступила к реализации своих полномочий в этой части», - дополнил Геннадий Лепешко.
По материалам БЕЛТА