О порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц
Работа с обращениями граждан и юридических лиц, адресованными Всебелорусскому народному собранию, его органам и должностным лицам, осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», иными законодательными актами.
В соответствии с пунктом 1 Временного положения о Секретариате Всебелорусского народного собрания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2024 г. № 56, Секретариат Всебелорусского народного собрания является рабочим органом Всебелорусского народного собрания, обеспечивающим осуществление Всебелорусским народным собранием своих полномочий. Согласно подпункту 6.17 пункта 6 названного Временного положения Секретариат Всебелорусского народного собрания обеспечивает организацию рассмотрения поступающих обращений граждан и юридических лиц.
1. Требования, предъявляемые к обращениям.
Обращения излагаются на белорусском или русском языке.
Письменные обращения граждан должны содержать:
наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
изложение сути обращения;
личную подпись гражданина (граждан).
Письменные обращения юридических лиц должны содержать:
наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
полное наименование юридического лица и его место нахождения;
изложение сути обращения;
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.
Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.
В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.
Электронные обращения подаются посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц и подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 25 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».
2. Сроки рассмотрения обращений.
Обращения рассматриваются в сроки, установленные в статье 17 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Так, обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий, получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий или сроках рассмотрения обращений по существу.
3. Особенности рассмотрения анонимных обращений.
Анонимные обращения, то есть обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности, не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
4. Особенности рассмотрения обращений в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве.
Обращения граждан и организаций, в которых ставится вопрос об обращении Президиума Всебелорусского народного собрания в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения о соответствии Конституции Республики Беларусь закона Республики Беларусь, указа Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров, нормативного правового акта другого государственного органа (далее – инициативные обращения), подаются в порядке, установленном статьей 103 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З «О конституционном судопроизводстве».
Инициативное обращение может быть подано, если со дня вступления в силу решения государственного органа или судебного постановления, в которых применен соответствующий нормативный правовой акт, прошло не более одного года.
Инициативное обращение подается в письменной или электронной форме в порядке и с учетом требований, установленных законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, а также должно содержать следующие сведения:
вид и название нормативного правового акта, примененного в конкретных решении государственного органа или судебном постановлении, предложение о даче заключения о соответствии Конституции Республики Беларусь которого предлагается направить в Конституционный Суд Республики Беларусь, дата принятия (издания) и регистрационный номер нормативного правового акта;
позицию гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации по поставленному в обращении вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Республики Беларусь;
перечень прилагаемых к обращению документов и иных материалов, имеющих значение для рассмотрения обращения (при их наличии).
К инициативному обращению в обязательном порядке должна быть приложена копия решения государственного органа или судебного постановления, в которых применен нормативный правовой акт, предложение о даче заключения о соответствии Конституции Республики Беларусь которого предлагается направить в Конституционный Суд Республики Беларусь.
Инициативные обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», а также актами законодательства, регламентирующими вопросы деятельности Президиума Всебелорусского народного собрания. Решения, принятые по результатам рассмотрения таких обращений, являются окончательными и обжалованию не подлежат.
5. Оставление обращений без рассмотрения по существу.
Обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
обращения не соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 – 6 статьи 12 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (электронные обращения – требованиям, установленным частями первой – третьей пункта 2 статьи 25 данного Закона), требованиям, установленным законодательством о конституционном судопроизводстве;
обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции Всебелорусского народного собрания, его органов и должностных лиц;
пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
заявителем подано повторное обращение и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам;
обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.